Несмотря на то, что правовая культура граждан нашей страны в последние годы стремительно растёт, многие автовладельцы по-прежнему предпочитают даже не предпринимать попытки по восстановлению справедливости, если страховая мало выплатила. А ведь так зачастую и получается: водитель обращается к страховщику за возмещением ущерба после ДТП, проходит через бюрократический ад и рассчитывает на достойную выплату, а полученной суммы в итоге с трудом хватает, чтобы оплатить половину (!) ремонтных работ. Как следует поступить в обозначенной ситуации, не имея ни соответствующей квалификации, ни опыта в решении подобных проблем? Давайте разбираться.
Страховая мало выплатила
Если водитель сможет доказать свою правоту в суде, страховщику придётся взять на себя обязательство не только по выплате честной и полной компенсации ущерба в ДТП, но и по возмещению всех убытков, понесённых автовладельцем в ходе судебного разбирательства. В подобных конфликтах суд чаще принимает сторону водителя — это факт. Особенно в тех ситуациях, когда автолюбитель должным образом аргументирует свою точку зрения, подкрепляя слова отчётом независимого оценщика или даже заключением комплексной автоэкспертизы
Страховая мало выплатила: денег не хватает на ремонт машины
Причин у такой ситуации может быть несколько. Самая распространённая — предоставленной страховщиком компенсации недостаточно для полной оплаты ремонтных работ по восстановлению автотранспортного средства. В более редких случаях водитель обнаруживает несоответствие между той суммой, которую указывал независимый эксперт в своём отчёте об оценке, и той, которая была выплачена по факту.
Второй случай зачастую решается сравнительно просто, поскольку чаще всего дело в случайной ошибке со стороны страховщика. Нередко проблема заканчивается, толком и не успев начаться — водитель тем или иным образом сообщает о потенциальной ошибке, страховая компания её обнаруживает и доплачивает необходимую сумму. Возможная опция — обратиться в страховую с просьбой о предоставлении копии отчёта, составленного экспертом-оценщиком по результатам осмотра повреждённого автомобиля. С высокой вероятностью автовладелец получит отказ, однако есть один и нюанс, связанный с ОСАГО. Действующим законодательством Российской Федерации обозначено, что составленный экспертом отчёт об оценке — это часть страхового акта. Если СК попытается уклониться от представления данного документа, то своими действиями нарушит закон, за что уже вполне может быть привлечена к ответственности.
Если никакой ошибки нет и страховщик выплатил именно ту сумму, какая и была насчитана независимым экспертом, то расстраиваться тоже не стоит — ситуация распространённая, не слышал о ней только ленивый. Поскольку первичная оценка ущерба оплачивается самой страховой компанией, последняя нередко привлекает сотрудничающего с ней специалиста, заинтересованного в минимизации компенсационных выплат. Ни о какой независимости эксперта в таком случае говорить уже не приходится: налицо явное содействие конкретной стороне. Если страховая мало выплатила, эффективная методика борьбы с ней — самостоятельная инициация независимой оценки. Оплатить услуги профессионала придётся уже из своего кармана, зато заключение незаинтересованного специалиста будет точным, объективным и соответствующим действительности — насчитанной суммы на ремонт машины обязательно хватит. Здесь принципиально не прогадать с подбором оценщика, поскольку популярность услуги обусловила появление на рынке огромного количества дешёвых, но низкоквалифицированных специалистов. Беспроигрышный вариант — обратиться в нашу экспертную организацию. Многочисленные отзывы довольных клиентов сполна подтвердят компетентность наших специалистов.
Страховая мало выплатила. Я собираюсь инициировать свою экспертизу. Какие нюансы надо учесть?
Несмотря на то, что получение справедливой выплаты очень часто требует проведения экспертизы за свой счёт, спешить с этим не стоит. Не столько даже потому, что иногда страховщик может насчитать соответствующую действительности сумму, сколько потому, что законодательно закреплено право страховщика на оценку повреждённого имущества. Иными словами, после дорожно-транспортного происшествия сначала лучше придерживаться стандартной процедуры. Пусть страховщик оплатит услуги оценщика, перечислит компенсацию ущерба. Если страховая мало выплатила, тогда можно инициировать собственную экспертизу.
Полученные средства не стоит спешить сразу вкладывать в ремонт автотранспортного средства — это может осложнить обоснование своей точки зрения, если конфликт со страховщиком придётся переводить в судебную плоскость. Конечно, на основании фотографий и прочих материалов по делу вполне возможно выстроить грамотную аргументацию в рамках судебного разбирательства. Однако лучше всего никак не корректировать состояние машины до тех пор, пока на руках не окажется достаточная для её полного ремонта сумма.
Отходить от стандартной ситуации можно и нужно в том случае, если страховая компания не осмотрела повреждённый автомобиль в течение пяти рабочих дней с момента написания водителем заявления и сдачи документов. Тогда обращение за помощью к независимым экспертам сразу — допустимый и правильный вариант. Однако о факте самостоятельной инициации экспертизы необходимо будет уведомить страховщика через телеграмму.
Страховая мало выплатила
Всегда ли имеет смысл независимая оценка и перенос дела в суд, если страховая мало выплатила?
Самостоятельно заказывая независимую экспертизу, следует быть готовым к тому, что справедливость придётся доказывать в суде. Иногда вопрос удаётся урегулировать в досудебном порядке, но вероятность такого исхода невелика. Если сумма недоплаты страховой компенсации не превышает двадцати тысяч рублей, бороться за полную выплату может быть нецелесообразно.
Мы призываем восстановить справедливость в любом случае, чтобы не поощрять недобросовестность страховщика, однако считаем нужным предупредить о всевозможных рисках.
Оценка ущерба после дорожно-транспортного происшествия в среднем обходится водителю в пять-десять тысяч рублей. Страховая компания — серьёзный оппонент, поэтому в споры с ней желательно не вмешиваться без помощи компетентного представителя. Его услуги тоже потребуют оплаты. В совокупности с прочими потенциальными расходами сумма может выйти сравнительно крупная.
Если водитель сможет доказать свою правоту в суде, страховщику придётся взять на себя обязательство не только по выплате честной и полной компенсации ущерба в ДТП, но и по возмещению всех убытков, понесённых автовладельцем в ходе судебного разбирательства. В подобных конфликтах суд чаще принимает сторону водителя — это факт. Особенно в тех ситуациях, когда автолюбитель должным образом аргументирует свою точку зрения, подкрепляя слова отчётом независимого оценщика или даже заключением комплексной автоэкспертизы. Однако присутствует и такая вероятность, что судебная оценка окажется на стороне страховой компании. Тогда водитель оказывается не в самой приятной ситуации: не только страховая мало выплатила, но ещё и крупные затраты никоим образом не окупились.
Поэтому ответ на обозначенный в подзаголовке вопрос будет отрицательным. Если страховая мало выплатила, но недоплата не превышает двадцать тысяч рублей, отстаивать свою точку зрения может быть невыгодно. Если же речь о более крупных суммах, то обращение к независимым специалистам обязательно.
Как подать досудебную претензию, если страховая мало выплатила?
Поскольку случаи, когда страховая мало выплатила, всё-таки имеют шанс на урегулирование в досудебном порядке, имеет смысл рассмотреть данный момент отдельно.
Автовладелец инициировал собственную оценку ущерба после ДТП за свой счёт. Как только новый отчёт был получен, потребуется грамотное составление претензии к страховщику. Она имеет готовый образец. Сначала указывается адресат — страховая компания. После этого необходимо подробно расписать саму претензию, обозначить имеющиеся требования и обязательно приложить полный пакет необходимой документации:
- номер полиса автотранспортного средства;
- отчёт независимого оценщика, экспертное заключение;
- чеки со станции технического обслуживания, если есть.
В претензии также указывается срок ожидания ответа. По его истечении можно обращаться в суд. Оптимальный срок — семь-десять дней.
В конце образца обозначается дата написания и контактные данные заявителя.
На большом промежутке времени досудебная претензия страховой компании показала свою неэффективность, однако в суде она станет подтверждением попытки договориться со стороны пострадавшего. Поэтому, передавая претензию в секретариат страховщика, необходимо убедиться в получении копии с отметкой о вручении.
Поскольку ситуации, когда страховая мало выплатила, чаще всего заканчиваются судебным разбирательством, сразу после передачи претензии имеет смысл начинать подготовку к суду.
Ещё одна возможная опция — подать жалобу на страховую в РСА и ФССН. Образцы для жалоб можно найти на официальных сайтах.
Поскольку первичная оценка ущерба оплачивается самой страховой компанией, последняя нередко привлекает сотрудничающего с ней специалиста, заинтересованного в минимизации компенсационных выплат. Ни о какой независимости эксперта в таком случае говорить уже не приходится: налицо явное содействие конкретной стороне. Если страховая мало выплатила, эффективная методика борьбы с ней — самостоятельная инициация независимой оценки. Оплатить услуги профессионала придётся уже из своего кармана, зато заключение незаинтересованного специалиста будет точным, объективным и соответствующим действительности — насчитанной суммы на ремонт машины обязательно хватит