Сорт— категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей.
Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом..
Группы сортов:
- 1) Природный— совокупность сортов одноименной продукции, отличающиеся между собой характерными анатомо-морфологическими признаками. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения (например, яблоки: анис, грушовка). Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота- породы, для птицы-« кроссы». Непродовольственные товары на природные сорта не делятся, так как в отличие от продуктов питания, которые используются в пищу без существенной переработки, промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства.
- 2) Товарный— совокупность товарных сортов одного наименования товара, различающиеся между собой значениями регламентированных нормативной документацией показателей качества. В отличие от природных, наименования товарных сортов, как правило, обозначены в основном бывает высший, 1, 2 и 3 товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра.
В зависимости от преобладания одного из факторов на значение показателей, определяющий товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.
- 1) сырьевой — основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья. Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий.
- 2) технологический — различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмал.
- 3) комплексный — формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения. Пересортица — один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер.
Дефекты товаров: понятие, классификация, диагностика.
Несоответствие— невыполнение требований (ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты.
Дефекты товаров— это отсутствие одной или несколько характеристик качества товара. Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения наносимого вреда, между обнаружения.
По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.
1) критические дефекты— несоответствие товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред здоровью, имуществу или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению.
2) значительные дефекты— несоответствия, влияющие на использование по назначению, но не влияющие на безопасность для потребителя и окружающей среды (например, заложить яблоки на зиму, но они имеют пятна — их нельзя закладывать).
3) малозначительные дефекты— несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товара, в первую очередь на назначение, надежность, безопасность (например, отклонения от формы или окраса. Хлеб не очень приподнятый или не румяный).
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на:
- — явные — для которых предусмотрены методы и средства обнаружения (например, бомбаж, мокрый хлеб);
- — скрытые — которые нельзя выявить органами зрения, для которых не предусмотрены ни методы, ни средства обнаружения (например, обувь);
В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делятся на:
- — устранимые — дефекты, после устранения, которых товар может быть использован по назначению;
- — неустранимые — дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять;
- В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяются на:
- — технологические — дефекты, вызванные недостатками при проектировании или разработке продукции, сырья несоблюдением или несовершенством производственных процессов;
- — предреализационные — дефекты, возникшие в результате транспортировки, хранения, подготовке к продаже или реализации товаров (например, порча при хранении, деформация);
- — послереализационные — дефекты, возникшие при хранении, эксплуатации, использовании товара потребителем. Причинами возникновения этих дефектов могут
- быть:
- — нарушение потребителем привил эксплуатации, хранения, транспортировки или потребления;
- — проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов.