Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
1. На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно.
2. Исполнитель не вправе требовать увеличения твердой сметы, а потребитель — ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ (оказанию услуг) или необходимых для этого расходов.
Исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке. (п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
3. Если возникла необходимость выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг) и по этой причине существенного превышения приблизительной сметы, исполнитель обязан своевременно предупредить об этом потребителя. Если потребитель не дал согласие на превышение приблизительной сметы, он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае исполнитель может требовать от потребителя уплаты цены за выполненную работу (оказанную услугу).
Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы. (п. 3 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Комментарий к статье 33
1. Цена работы (услуги) во многих случаях, связанных с нарушением прав потребителя, играет важную роль в защите его имущественных интересов. Эти интересы, как и интересы исполнителя работ (услуг), могут быть в определенной мере гарантированы правильным составлением сметы на выполнение работ (услуг).
В первоначальной редакции Закона регулировались вопросы, связанные с составлением сметы лишь на выполняемые работы. При этом не регулировался также вопрос о случаях обязательного составления сметы.
В редакции 1996 г. предусмотрено единое регулирование вопросов составления сметы на работы и услуги, причем составление твердой или приблизительной сметы становится для сторон обязательным, если этого потребовала одна из них.
Закон не определяет, кто и за чей счет составляет смету. Очевидно, это должна делать заинтересованная сторона за свой счет либо по иному соглашению сторон. Согласно ст. 709 ГК цена в договоре подряда (смета) должна по общему правилу включать издержки подрядчика и его вознаграждение.
Контакты отделов и организаций по проведению судебной экспертизы
Управление Московской судебной экспертизы
(Автономная некоммерческая организация)
Московская областная судебная экспертиза
(Автономная некоммерческая организация)
Межрегиональная коллегия судебных экспертов
(Автономная некоммерческая организация)
Смета является неотъемлемой частью договора и поэтому приобретает силу с момента ее согласования обеими сторонами. Это касается как твердой, так и приблизительной сметы.
Ст. 709 ГК содержит очень важное правило на случай, когда в договоре не оговорен характер сметы (цены). В этом случае смета (цена) считается твердой.
2. Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ п. 2 ст. 33 приведен в соответствие с п. 6 ст. 709 ГК (о порядке и условиях изменения твердой цены работы).
Согласно ст. 709 ГК требовать изменения твердой сметы (цены) не имеют права ни подрядчик, ни заказчик. Это правило действует независимо от того, что при заключении договора невозможно было предвидеть полный объем работ или расходов.
Однако если стоимость материалов, предоставляемых подрядчиком, или стоимость услуг, оказываемых ему третьими лицами, возросла существенно и это нельзя было предусмотреть, подрядчик (исполнитель) имеет право требовать увеличения твердой цены. Если соглашение не достигнуто, он вправе требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК. Эта статья применяется, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Расторжение договора происходит по решению суда при наличии ряда обстоятельств, предусмотренных в ст. 451 ГК. По просьбе одной из сторон суд может определить последствия расторжения договора исходя из справедливого распределения расходов, понесенных сторонами. В исключительных случаях, например, несоразмерного ущерба от расторжения договора, суд может его изменить.
3. Указанным Федеральным законом ст. 33 дополнена п. 3, содержание которого соответствует п. 5 ст. 709 ГК, регулирующему вопросы изменения приблизительной цены (сметы). Следует обратить внимание на то, что новое регулирование вопроса о превышении приблизительной сметы предусматривает три отличия от прежней редакции п. 2 ст. 33. Первое — ранее необходимость превысить приблизительную смету не была обусловлена какими-либо конкретными причинами. В новой редакции предусмотрено, что этот вопрос может быть поставлен лишь в случае возникновения необходимости выполнения дополнительных работ (оказания дополнительных услуг). В этой связи неясно, как поступить, если необходимость превышения приблизительной сметы вызвана иными причинами, например, существенным удорожанием материалов. Представляется, что в этом случае следует предусматривать соответствующие условия в договоре исходя из правила ст. 704ГК о том, что работа выполняется подрядчиком из его материала, его силами и средствами, если иное не предусмотрено договором. Второе отличие состоит в том, что вызванное дополнительными работами превышение сметы должно быть существенным. Ранее размер превышения не определялся. И, наконец, третье отличие. Согласно прежней редакции отказ потребителя от исполнения договора при несогласии на увеличение приблизительной сметы сопровождался возмещением исполнителю понесенных им расходов на выполненную часть работы. В новой редакции возмещение указанной части цены предусматривается как право исполнителя требовать этого.
Необходимость превышения приблизительной сметы должна быть объективной, не зависящей от вины исполнителя или потребителя. В противном случае ответственность несет виновная сторона. Необходимость превышения приблизительной сметы должна быть доказана исполнителем.
Предупреждение о необходимости увеличения расходов против приблизительной сметы (цены) или его отсутствие имеет решающее значение для последующих обязательств сторон. Поэтому предупреждение и его дата должны быть зафиксированы документально любым из обычных способов извещения. Закон не регулирует вопрос о сроке ответа заказчика (потребителя) на предупреждение. Если заказчик не выразил свою волю в разумный срок, в соответствии со
ст. 314 ГК он должен это сделать в 7-дневный срок со дня получения предупреждения. Если и в этот срок ответ не последовал, заказчик несет ответственность за возникшую невозможность исполнения договора.
В этом случае исполнитель работ (услуг) вправе ссылаться на п. 2 ст. 416 ГК, согласно которому заказчик не вправе требовать возвращения исполненного им по договору, если невозможность исполнения вызвана его виновными действиями.
В указанном новом п. 3 ст. 33 сохранено правило о том, что исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату услуги в пределах приблизительной сметы. Следует обратить внимание на то, что при отказе потребителя от увеличения твердой или приблизительной сметы Законом установлен различный порядок расторжения договора. В первом случае договор расторгается исполнителем в судебном порядке, а во втором — потребителем в одностороннем порядке путем отказа от исполнения договора.
Цель создания Отдела по борьбе с коррупцией: для выявления в области проведения экспертиз коррупционеров, среди исполнителей и заказчиков. Недопустимости произвола в органах Власти и препятствия Законному проведению работ, исследований и других действий. 8 (495) 203-67-74