У должников могут возникать проблемы с коллекторами. Обычно это связано либо с навязчивостью сотрудников агентств, которые звонят и днем, и ночью, либо с нарушением закона (угрозы, оскорбления, насилие).
В некоторых случаях бороться с такой деятельностью нетрудно, но иногда требуется вмешательство представителей правоохранительных органов.
Особенно остро назревает такая необходимость, когда речь идет о реальных фактах насилия либо угрозах в отношении жизни, здоровья должника, членов его семьи.
К коллекторам долг переходит от банков или иных кредиторов. Он может быть передан частично, когда сотрудники агентств выполняют услуги по взысканию средств в счет долга.
За успешную работу они получают вознаграждение от банка. Также долг может быть продан полностью. В такой ситуации права кредиторов переходят коллекторам. Они получают право требования по обязательствам.
В любом случае коллекторы будут действовать на основании определённого документа. Он должен быть в обязательном порядке представлен должнику.
Если же коллектор не представляется и не передаёт документы, подтверждающие легальность его полномочий, то тот может смело отказываться от какой-либо беседы.
Помните о высокой активности мошенников, которые могут попросту обмануть должника, представившись коллектором.
Взыскание долга – основная цель коллекторов. Их оплата труда определяется той суммой, которую им удалось получить. Именно этим объясняется высокая активность коллекторов.
Должник, который желает погасить задолженность в ближайшее время, может встретиться с коллектором и объяснить сложившуюся ситуацию, а также внести ясность относительно даты внесения средств.
Это позволит избежать проблем с коллекторами, которые перестанут беспокоить вас постоянными звонками.
Если же вы не можете выплатить долг, то, скорее всего, постараетесь уклониться от общения с сотрудниками агентства, что категорически неправильно.
Если коллекторы не смогут дозвониться до вас, то они начнут беспокоить звонками ваших родственников, знакомых, коллег по работе. Таким образом, информация о задолженности станет известна очень многим.
Не надо уклоняться от разговора. Объясните коллектора сложившуюся ситуацию. Постарайтесь прийти к единому решению.
В настоящее время не действует какой-либо специальный акт, посвящённый коллекторам. Отсутствие нормативного регулирования негативным образом сказалось на данной сфере.
Граждане обеспокоены незаконной деятельностью многих коллекторов, теми средствами, которые они используют в своей работе.
Именно большое количество инцидентов с их участием привело к разработке закона, который определяет правовой статус коллекторов.
В этом акте определены ограничения, затрагивающие количество звонков в день, количество писем, которые может отправлять сотрудник агентства. В законе будут установлены часы, когда звонить должнику запрещено.
Новый закон «О коллекторской деятельности» вступит в силу с 1 января 2017 года.
Его оценивают неоднозначно. С одной стороны, наконец-то предпринята попытка урегулировать деятельность коллекторов, но с другой – вряд ли прописанные меры помогут в борьбе с черным коллекторами, которые активно применят незаконные методы взыскания долга.
Проблемы с коллекторами необходимо решать без промедления. Их деятельность может серьезно сказаться негативным образом на жизни должника и членов его семьи.
Если коллекторы допускают нарушения закона, то постарайтесь зафиксировать подобные деяния, например, с помощью аудио или видео, и передайте доказательства в правоохранительные органы.
Только в данном случае виновные будут привлечены к ответственности. Помнит о том, что имеет право получить компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Любое из этих правонарушений карается санкциями в рамках УК РФ и КоАП РФ. Защиту своих прав необходимо искать в полиции.
Если же ваша проблема – это регулярные звонки от коллекторов, то можно добавить их номер в черный список, игнорировать звонки.
Делать это не желательно. Такие действия, напротив, станут причиной еще больше количества звонков, так как коллекторы сочтут, что вы прячетесь от них.
Лучше все-таки поговорить с ними и объяснить вашу ситуацию. Сохраняйте спокойствие, не грубите и не оскорбляйте сотрудника агентства.
Чтобы понять, как решить проблему с коллектором, необходимо определить в какой именно ситуации оказались вы. Помните о том, что коллекторы – то не должностные лица.
У них нет какой-либо расширенной компетенции. Они функционируют с вами на равных. Любой вопрос может быть решен в рамках судебного процесса.
В общении с коллекторами ведите себя сдержанно. Не оскорбляйте представителей коллекторского агентства и не угрожайте. Помните о том, что разговор может быть записан и использован против вас.
При личной встрече или телефонном разговоре представитель коллекторского агентства обязан представиться. Не надо сообщать ему какие-либо данные о себе. Вы не обязаны этого делать.
Первое общение должно быть сведено к тому, что коллектор обязан предоставить должнику договор об уступке права требования и расчет задолженности.
Без этих документов дальнейшее общение невозможно.
В интересах должника решать вопрос о взыскании задолженности через суд.
При возникновении любого спорного момента заявляйте, что будут решать вопрос только через суд, То же самое касается личной встречи с коллекторами.
Если сотрудники агентств допускают нарушение закона, например, угрожают вам, то следует зафиксировать подобные действий и представить доказательства в полицию.
Обращения должников, в отношении которых коллекторы допускают незаконные действия, рассматривают государственные органы и общественные организации.
Если нарушения могут квалифицироваться, как преступления, то заявление подается в суд или полицию.
Образец заявления в полицию на коллекторов тут.
Жалобу на неэтичное поведение следует передать в НАПКА. Данное профессиональнее сообщество очень серьезно относится к подобным нарушениями и наказывает виновных.
Отдельные действия коллекторов, противоречащие нормам прав, рассматриваются Роспотребнадзором, ЦБ РФ, прокуратурой и пр.
Антиколлекторы при коллегии судебных экспертов