Таможенная экспертиза и экспертиза в таможенном деле
Автор статьи рассматривает дискуссионные вопросы определения таможенной экспертизы как одной из форм юридического инструмента специальных знаний, которую применяют в неочевидных юридически значимых ситуациях в таможенном деле.
Понятие экспертизы в таможенном деле – дискуссионный вопрос
В интернете
О понятии экспертизы в таможенном деле написаны монографии и даже диссертации. Однако до сих пор вопрос остается дискуссионным: и в законодательстве (Таможенный кодекс Таможенного союза – ТК ТС), и среди авторов.
Множество определений в интернете представляют собой интерпретацию формулировки из ТК ТС. Автор приводит некоторые из них с комментариями:
1. «Таможенная экспертиза представляет собой одно из уникальнейших на текущий момент явлений в области судебной экспертизы».
Комментарий: наука «судебно-экспертная деятельность» не относит таможенную экспертизу к судебным экспертизам.
2. «Безусловно, таможенная экспертиза представляет одну из форм или проявлений государственного контроля внешнеэкономической деятельности. В спорных ситуациях с помощью товарной таможенной экспертизы решаются основные проблемы классификации товаров и устанавливаются спорные позиции товарной номенклатуры ВЭД, используемые в практике международной торговли. С помощью таможенной экспертизы разрешаются спорные вопросы, связанные с определением (идентификацией) и регулированием качества (ассортимента) и экологической безопасности товаров при международных сделках купли-продажи».
Комментарий: в юридически значимой практике в таможенной сфере отсутствует понятие товарной таможенной экспертизы, при этом в Таможенном кодексе Таможенного союза понятие товара не совпадает с понятием продукции в товарной экспертизе. Кроме того, таможенная экспертиза как юридический инструмент, а не форма таможенного контроля, применяется только при выполнении операций таможенного контроля и не предусматривает «идентификацию» качества и экологической безопасности товаров.
3. «Таможенная экспертиза – это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела — фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз».
Комментарий: в рамках таможенной экспертизы выполняются прагматические исследования конкретного объекта на основе научно-обоснованных методик, но никак не научные и/или практические исследования.
4. «Таможенная экспертиза – это ряд мероприятий, которые созданы для единой цели – вести строгий учет и контроль товаров, продукции и т.п., переправляемых через государственную границу».
Комментарий: таможенная экспертиза не имеет отношения к учетным операциям, а понятие продукции в таможенном деле не используется.
В законодательстве
Но! И ТК ТС неоднозначно определяет понятие таможенной экспертизы и таможенного эксперта.
«Таможенная экспертиза – это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования».
Исходя из логики определения, автор предполагает, что должностные лица ЦЭКТУ или его филиалов в юридической роли таможенного эксперта должны решать задачи в области таможенного администрирования путем выполнения таможенных операций в соответствии с таможенной процедурой (порядком), в том числе исследовательские операции в соответствии с методиками, оформленными как нормативно-технические документы. Эти операции заканчиваются оформлением заключения таможенного эксперта.
Напомним, что «таможенные операции – это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза» (ст. 4 ТК ТС).
Учитывая, что заключение эксперта может быть использовано в квазисудебных действиях должностного лица таможенного органа в соответствии с КоАП РФ, то понятие таможенной экспертизы должно соотноситься с понятием судебной экспертизы, хотя таможенная экспертиза регулируется только ТК ТС.
В соответствии с законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» судебная экспертиза состоит из проведения исследования и дачи заключения, а организация судебной экспертизы входит в судебно-экспертную деятельность. Поэтому понятие таможенной экспертизы не может содержать понятие ее организации.
В соответствии с постановлением, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФТС РФ имеет право:
- организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов;
- привлекать экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.
Отдельной формой применения юридического инструмента специальных знаний являются специальные исследования (исследования), применение которых регламентируется приказом ФТС РФ.
Контакты отделов и организаций по проведению судебной экспертизы
Управление Московской судебной экспертизы
(Автономная некоммерческая организация)
Московская областная судебная экспертиза
(Автономная некоммерческая организация)
Межрегиональная коллегия судебных экспертов
(Автономная некоммерческая организация)
Автор отмечает, что результат специального исследования, который необоснованно называют «справкой специалиста», а также заключение таможенного эксперта, можно использовать в судебных процессах при соответствующем процессуальном оформлении.
В соответствии со статьей 171 федерального закона, «результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего раздела, могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».
Автор отмечает, что определение заключения таможенного эксперта в ТК ТС имеет юридические недостатки. В соответствии со статьей 137 ТК ТС, «заключение таможенного эксперта (эксперта) – документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств-членов таможенного союза».
Этот документ должен содержать сведения о назначении и проведении экспертизы, в том числе и сведения о представленных объектах экспертизы и проведенном их исследовании в рамках экспертизы и выводы эксперта (экспертов).
В полномочия ФТС РФ входит право принимать нормативные правовые акты, в частности:
- порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;
- порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;
- порядок принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.
Эти полномочия были реализованы в приказах ФТС РФ на основании решения КТС.
К сожалению, понятие таможенного эксперта в ТК ТС также не дает возможности раскрыть термин «таможенная экспертиза»: «должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы».
Процедура (порядок) уполномоченности должностного лица таможенного органа (ЦЭКТУ) отсутствует, но существует положение об аттестации экспертов ЦЭКТУ. Однако это положение предусматривает аттестацию должностных лиц ЦЭКТУ (в ЦЭКТУ нет должностей таможенных экспертов) на право проводить судебные экспертизы.
Косвенный перечень судебно-экспертных специальностей, по которым аттестуются должностные лица ЦЭКТУ и его филиалов, можно найти в приказе. В нём выделены 47 судебно-экспертных специальностей. Правда, в приказе отсутствует программа подготовки должностных лиц ЦЭКТУ и его филиалов по таможенно-экспертным специальностям. Получается, что иные экспертные структуры не вправе осуществлять аттестацию своих работников на право самостоятельного проведения экспертиз по таможенно-экспертным специальностям, и соответственно легитимно выполнять таможенные экспертизы для таможенных органов. Поэтому сомнительна и возможность предоставления ФТС РФ им таких полномочий.
Автор делает вывод, что должностных лиц ЦЭКТУ фактически назначают на юридическую роль таможенного или судебного эксперта (эксперта) уполномоченными руководителями ЦЭКТУ или его филиалов для выполнения таможенных или судебных экспертиз на время их выполнения.
Однако юридический статус аттестованного должностного лица ЦЭКТУ или его филиалов на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по определенной таможенно-экспертной специальности не имеет публичного юридического обоснования.
В соответствии с приказом, в полномочия ЦЭКТУ входит аттестация экспертов на право самостоятельного производства таможенных и судебных экспертиз, первое положение пока публично не реализовано. При наличии аттестации должностных лиц ЦЭКТУ и его филиалов на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по определенным таможенно-экспертным специальностям, понятие таможенно-экспертной (специальной) аттестации имело бы юридическое значение и позволило бы проводить такую аттестацию иных лиц, заинтересованных в проведении таможенных экспертиз товаров (экспертиз товаров в таможенных целях). Автор подчеркивает, что последнее важно, так как ст. 173 (см. 10) предусматривает назначение таможенной экспертизы экспертам (специалистам) иной уполномоченной организации и производится в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. А ФТС РФ это регламентирует с помощью приказа и письма.
О концепции ФТС РФ
Недавно ФТС РФ утвердила Концепцию (не была опубликована). Среди основных целей:
- повышение эффективности взаимодействия таможенных органов и экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ при проведении таможенных экспертиз, исследований в рамках обеспечения оперативно-розыскной деятельности и судебных экспертиз, в частности путем:
- сокращение сроков проведения экспертиз;
- повышение обоснованности и достоверности результатов экспертиз;
- расширение перечня исследуемых товаров, документов и видов проводимых экспертиз.
В этой концепции отмечается, что в части экспертного обеспечения деятельности таможенных органов необходимо разработать и ввести в действие ряд правовых актов, регламентирующих порядок:
- взаимодействия подразделений с таможенными органами при назначении и проведении таможенных экспертиз/экспертиз;
- назначения и проведения экспертизы до момента таможенного декларирования товара, в том числе с целью принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
Если первый пункт фактически раскрывает содержание понятия экспертного обеспечения как взаимной экспертной деятельности лиц, назначающих и выполняющих экспертизы в таможенных целях, то второй пункт подразумевает регулирование взаимной, но не таможенно-экспертной, а исследовательской деятельности лиц. Эти исследования с юридической точки зрения не относятся к таможенным экспертизам, выполняемым только в рамках таможенного контроля, или иным видам экспертиз.
Поэтому к экспертизам и исследованиям в таможенных целях можно отнести:
- таможенные экспертизы (экспертизы при таможенном контроле),
- специальные исследования,
- судебные экспертизы.
Учитывая, что в ТК ТС к товарам относят любое движимое имущество в материально-вещественной форме, т.е. предметы, перемещаемые через таможенную границу, включающее документы, то объектами этих экспертиз и исследований являются пробы (образцы) товаров, планируемых к перемещению, перемещаемых или перемещенных через таможенную границу.
Выводы
Автор статьи сделал выводы о том, что:
- Таможенную экспертизу назначают и выполняют в рамках таможенного контроля;
- Экспертиза в таможенном деле – это элемент юридического инструмента специальных знаний в таможенном деле. В этот инструмент также входят специальные исследования или содействия лиц, обладающих специальными знаниями в юридической роли специалиста (не путать с понятием дипломированного специалиста);
- Хотя в ТК ТС упоминаются исследования как отдельный вид специальных знаний, при этом они не урегулированы в гл. 20 ТК ТС. Поэтому должностные лица ЦЭКТУ или его филиалов оформляют результаты специального исследования в формате справки специалиста. Справка специалиста – документ, форма которого законодательно не закреплена;
- Понятие экспертизы в таможенных целях является общим понятием. В это понятие входят и таможенная экспертиза, и экспертиза в таможенном деле;
- Урегулированием взаимной экспертной деятельности должностных лиц таможенных органов должна заняться ФТС РФ.
Список источников статьи
- Нестеров А. В. Что такое таможенная экспертиза? // Эксперт-криминалист. – 2014. — №4 . – С. 7-10.
- Нестеров А. В. Экспертное дело. Ростов н/Дону: Книга, 2003. – 350 с.
- Нестеров А. В. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений. Дис. … докт. юрид. наук: 12.00.09 / Нестеров А.В. — М., 2001. — 375 c.
- Нестеров А. В. Об экспертизе товаров в таможенных целях // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 89-92.
- Нестеров А. В. История экспертизы в таможенном деле // Таможенное дело. 2011. № 2. С. 24-28.
- Нестеров А. В., Самарин А. А., Рудненко В. А. О юридической роли исследователя и специалиста в таможенном деле // Юридический мир. 2012. № 8. С. 41-44.
- Нестеров А. В. Применение специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2011. № 1. С. 5-8.
Соложенцев В. А., Нестеров А. В. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск: Наука, 1998. – 144 с.
Цель создания Отдела по борьбе с коррупцией: для выявления в области проведения экспертиз коррупционеров, среди исполнителей и заказчиков. Недопустимости произвола в органах Власти и препятствия Законному проведению работ, исследований и других действий. 8 (495) 203-67-74