ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ ПО Г. МОСКВЕ
Автономная некоммерческая организация
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ
СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ
Учетный № 7714056998


Работаем: круглосуточно
Часы приема: 09:30 - 11:00
Строго по предварительной записи
Адрес: г. Москва, Пятницкое шоссе, 55А
Телефон: 8 (495) 295-95-95
Email: 84952959595@mail.ru


Определение от 9 марта 2017 г. по делу № А40-63455/2015

Верховный Суд Российской Федерации — Административное Суть спора: об оспаривании ненормативных актов налоговых органов...
Верховный Суд Российской Федерации — Административное
Суть спора: об оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-КГ16-19115

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 09.03.2017

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2016 по делу № А40-63455/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.10.2016 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 50 по г. Москве о признании недействительным решения от 25.09.2014 № 2248 в части пункта 1.1 (в отношении начисления соответствующих сумм пеней и штрафа), пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 1.6,

установил:

общество с ограниченной ответственностью КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (далее – банк) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 50 по г. Москве (далее – инспекция) о признании недействительным решения от 25.09.2014 № 2248 в части пункта 1.1 (в отношении начисления соответствующих сумм пеней и штрафа), пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 1.6.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016, банку отказано в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Московского округа постановлением от 05.10.2016 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Банк обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2017 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки банка за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 инспекция приняла решение от 25.09.2014 № 2248 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с указанным решением инспекции в части пункта 1.1 (в отношении начисления соответствующих сумм пеней и штрафа), пунктов 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, банк оспорил его в указанной части в Арбитражный суд города Москвы.

Рассматривая настоящий спор, суды пришли к выводу о правомерности решения инспекции в оспариваемой части и отказали банку в удовлетворении заявленных требований.

При этом суды исходили из следующего.

По пункту 1.1 решения инспекции (в части начисления пеней и привлечения к ответственности) установив, что определяя налоговую базу по налогу на прибыль организаций за соответствующие налоговые периоды, банк исходил из содержания ряда опубликованных в общедоступных справочных правовых системах письменных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации, данными в ответ на запросы иных налогоплательщиков, в то время как по спорному вопросу у Министерства финансов Российской Федерации имелись разъяснения иного содержания, а сам банк с соответствующим запросом о порядке налогообложения корректировок резерва в Министерство финансов Российской Федерации не обращался, суды

пришли к выводу об отсутствии основания для освобождения банка от ответственности и уплаты соответствующих пеней, начисленных на сумму спорной недоимки по налогу на прибыль.

Контакты отделов и организаций по проведению судебной экспертизы

Управление Московской судебной экспертизы

(Автономная некоммерческая организация)

Московская областная судебная экспертиза

(Автономная некоммерческая организация)

Межрегиональная коллегия судебных экспертов

(Автономная некоммерческая организация)

По пункту 1.3 оспариваемого решения инспекции суды пришли к выводу, что совокупность фактических обстоятельств дела с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-27069/09-62-245, исключает экономическую обоснованность включения в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль убытка, полученного по вине самого банка в процессе реализации индивидуального договора доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (ненадлежащее исполнение банком своих обязанностей, как профессиональным участником рынка ценных бумаг).

По пункту 1.4 оспариваемого решения инспекции, с учетом представленных доказательств и фактических обстоятельств дела, суды признали направленными на получение необоснованной налоговой выгоды действия банка по реализации аффилированному лицу по заниженной цене дефолтных облигаций эмитента-банкрота, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в связи с чем суды пришли к выводу о неправомерности включения в состав внереализационных расходов убытка в виде разницы между стоимостью приобретения этих облигаций в 2008 году и ценой их реализации в 2011 году.

По пункту 1.5 оспариваемого решения инспекции суды пришли к выводу о получении банком необоснованной налоговой выгоды путем включения в состав расходов экономически неоправданных убытков, полученных от уступки аффилированной организации прав требования по кредитам, с учетом установленных обстоятельств того, что в нарушение требований статьи 34 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк не предпринимал всех предусмотренных законодательством мер для взыскания задолженности по этим кредитам, а также создания указанной аффилированной организации в целях передачи ей на баланс проблемного актива банка для минимизирования банком своих налоговых обязательств.

По пункту 1.6 оспариваемого решения инспекции суды пришли к выводу о правомерности исключения инспекцией из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, расходов по выплате денежных компенсаций при увольнении работников банка по соглашению сторон в 2010 – 2011 годах в суммах 18 700 853 рублей и

12 818 242 рублей соответственно. Поскольку данные выплаты не связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений, а действующим законодательством подобная выплата в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон не предусмотрена, то понесенные банком расходы, связанные с осуществлением указанных выплат, суды признали экономически не оправданными, так как они не направлены на получение банком доходов, а, соответственно, не подлежащими включению в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, как не соответствующие требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, банк приводит доводы о неправомерности решения инспекции в оспариваемой части.

Вместе с тем доводы банка по эпизодам, связанным с оспариванием решения инспекции в части пункта 1.1 (в отношении соответствующих сумм пеней и штрафа), пунктов 1.3, 1.4, 1.5 являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Доводы банка по названным эпизодам направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. С учетом изложенного приведенные банком в жалобе доводы по указанным эпизодам не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в названной части в кассационном порядке.

Относительно пункта 1.6 оспариваемого решения инспекции банк приводит доводы о том, что статьей 255 Налогового кодекса установлен открытый перечень расходов на оплату труда работников, учитываемых в целях налогообложения при условии, что эти выплаты производятся в рамках трудовых и связанных с ними отношений и соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса.

То обстоятельство, что спорные выплаты произведены работникам при расторжении с ними трудовых договоров, не свидетельствует, по мнению банка, о том, что эти выплаты не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, а также не свидетельствует о том, что эти выплаты были направлены на удовлетворение личных нужд уволенных граждан за счет бывшего работодателя. Экономическая оправданность затрат

на выплату спорных «компенсаций» увольняемым работникам, с точки зрения банка, состоит в минимизации затрат в рамках предпринимательской деятельности, поскольку увольняя работников по соглашению сторон и выплачивая им спорные компенсации, банк произвел выплаты в меньшем размере, чем пришлось бы выплатить при увольнении работников по процедуре сокращения штата, исключив при этом свои риски, связанные с увольнением работников по процедуре сокращения штата, в том числе с оспариванием работниками увольнения и возможным восстановлением их на работе. Таким образом, как указывает банк, увольнение работников по соглашению сторон с выплатой спорных «компенсаций» привело к минимизации расходов на персонал (оптимизация расходов на оплату труда), и свидетельствует о соответствии произведенных банком расходов требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.

Приведенные банком доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов по указанному эпизоду в кассационном порядке, в связи с чем жалобу банка с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил :

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» по эпизоду, связанному с включением в состав расходов по налогу на прибыль выплат денежных компенсаций при увольнении работников по соглашению сторон, с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» в остальной части отказать.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.Г.Першутов

Суд:

Верховный Суд РФ

Истцы:

ООО КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК»
ООО Коммерческий банк «ЮНИАСТРУМ БАНК»
ООО Н=Гринько А. В., представителю КБ Юниаструм Банк
ООО представителю КБ Юниаструм Банк ООО Н=Гринько А. В.

Ответчики:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №50 по г. Москве
МИФНС №46 по г. Москве
МИФНС №50 по г. Москве

Судьи дела:

Першутов А.Г. (судья)

Информационная поддержка

Цель создания Отдела по борьбе с коррупцией: для выявления в области проведения экспертиз коррупционеров, среди исполнителей и заказчиков. Недопустимости произвола в органах Власти и препятствия Законному проведению работ, исследований и других действий. 8 (495) 203-67-74

Рейтинг
( Пока оценок нет )
sergey/ автор статьи
Борьба с коррупцией в области судебных экспертиз

МОНИТОРИНГ


Сотрудники Отдела судебной экспертизы по экономическим преступления и противодействия коррупции есть практически во всех отраслях и органах Власти.

БОРЬБА


Наши сотрудники, а так же внештатные сотрудники наблюдают за коррупционерами и максимально принимают все возможные действия решительного характера.

ЗАКОННОСТЬ


Только при наличии весомых доказательств сотрудники Отдела судебной экспертизы по экономическим преступления и противодействия коррупции начинают работу.