Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.
Структура ассортимента— это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:
Полнота ассортимента— это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.
Новизнахарактеризует появление новых разновидностей товаров за определенный период времени .
-
Свойства и показатели ассортимента.
Ассортимент товара — перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющиепотребностичеловека.
Показатели ассортимента: 1) широта — количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп;
2) полнота — перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;
3) устойчивость — способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;
4) обновление (новизна) — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;
5) ассортиментный перечень — минимально — допустимые количества видов товаров повседневного спроса
Свойствами ассортимента являются:
- широта ассортимента;
- полнота ассортимента;
- устойчивость;
- новизна;
- структура;
- ассортиментный минимум;
- рациональность;
- гармоничность.
-
Управление ассортиментом: понятие, составные факторы, влияющие на формирование ассортимента.
Управление ассортиментом товара— деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Факторы:
- 1) сокращение ассортимента — количественные и качественные изменение ассортимента дешевых, некачественных товаров, не пользующихся спросом у потребителей. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров;
- 2) расширение ассортимента — количественные и качественные изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны выпуска новых товаров. Причинам, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров;
- 3) углубление ассортимента — количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок или их модификации. Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов;
- 4) стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса;
- 5) обновление ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателей новизны;
- 6) совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности;
- 7) гармонизация ассортимента — отражает степень близости реального ассортимента к лучшим отечественным, либо зарубежным аналогам.