Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
дело № А73-2652/2019
г. Хабаровск
28 июня 2019 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А. А. Паниной,
при ведении протокола секретарём судебного заседания И. А. Николаевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Торэкс» (ОГРН 1072723001185, ИНН 2723089170, 680015, г. Хабаровск, ул. Суворова, 82А),
к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Басманная Новая, 2)
третье лицо: акционерное общество «Дальневосточная транспортная группа»
о взыскании 53 058 руб. 42 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: А. Б. Сафронова по доверенности № 15 от 17.05.2019, С.О. Кожемяченко по доверенности № 11 от 10.08.2018;
от ответчика: Т. В. Рой по доверенности № ДВОСТНЮ-162/Д от 15.09.2017, В. А. Грачёва по доверенности №ДВОСТНЮ-162/Д от 15.09.2017;
от третьего лица: В. Ф. Радкевич по доверенности № 144/18-ДВТГ от 29.12.2018
Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс» (далее – ООО «Торэкс») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о взыскании 59 256 руб. 20 коп. убытков, причиненных грузоотправителю в результате необоснованной задержки перевозчиком вагонов, на которые оформлены накладные, а также 1 656 руб. 20 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 22.02.2019 иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 АПК РФ.
Определением от 15.04.2019 суд перешел к рассмотрению спора в общем исковом порядке, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на основании статьи 51 АПК РФ привлечено АО «Дальневосточная транспортная группа».
В судебном заседании истец дважды уточнял требования по иску, согласно последним уточнениям просил взыскать 50 400 руб. убытков и 2 658 руб. 42 коп. процентов за пользование чужим денежными средствами.
Судом уточнение принято в порядке статьи 49 АПК РФ.
Истец уточненные исковые требования поддержал в полном объёме. Иск мотивирован неправомерной задержкой перевозчиком порожних вагонов №№ 56559636, 53562088 на станции Ванино после оформления истцом заготовки перевозочных документов, в результате чего истцу причинены убытки в виде платы за пользование этими вагонами собственнику в период их необоснованной задержки. На сумму убытков истцом начислены проценты со ссылкой на то, что денежные средства, уплаченные истцом в виде арендной платы, могли быть потрачены на иные цели. Нормативно иск обоснован положениями статей 15, 395 ГК РФ.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. В возражениях сослался на несоблюдение претензионного порядка урегулирования спора. Указал, что на момент получения уведомления владельца пути необщего пользования о завершении грузовой операции на порожний рейс вагона № 56559636 в АС Этран сформирована заготовка накладной № ЭЭ274397 для отправления порожнего вагона на станцию Тумнин, однако этот вагон по заготовке ЭЭ645679 26.09.2018, созданной собственником вагона АО «Дальневосточная транспортная группа» направлен в ремонт. В отношении вагона № 53662088 ответчик сослался на отказ в согласовании отправления на станцию Биробиджан по заготовке ЭЬ875156 в связи с превышением количества вагонов, отправленных под заявку, по аналогичным основаниям отключена вторичная заготовка ЭБ696102. Пояснил, что этот вагон по заготовке ЭЭ645793 от 26.09.2018, созданной арендатором АО «Дальневосточная транспортная группа», подавался в ремонт.
Третье лицо полностью поддержало позицию истца по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 21.04.2016 года между акционерным обществом «Дальневосточная транспортная группа» (Компания) и обществом с ограниченной ответственностью «Торэкс» (Заказчик) заключен договор № 147-16/ДВТГ/НВ об обеспечении подвижным составом.
По условиям договора компания обязуется оказать, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги по предоставлению вагонов, являющихся собственностью, арендованных либо находящихся в оперативном управлении компании, для осуществления внутрироссийских и международных перевозок грузов заказчика (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 3.1. стоимость услуг, оказываемых компанией по настоящему договору, согласовывается сторонами дополнительно в приложениях к договору.
В соответствии с пунктом 6 Приложения № 50 к договору, стоимость услуг компании за предоставление одного полувагона для перевозки груза составляет – 2 400 руб. в сутки без учета НДС. Указанная стоимость применятся в период с 01.09.2018 по 30.09.2018.
В сентябре 2018 года от грузоотправителя ООО «Торэкс» в адрес грузополучателя АО «Ванинский морской торговый порт» на станцию назначения Ванино (Эксп) ДВост по накладной № ЭЬ 949069 прибыл вагон № 56559636 с грузом (заготовка стальная). Согласно памятке приемосдатчика № 844968 и ведомости подачи и уборки вагонов № 095093, этот вагон подан 20.09.2018 года в 18-00 час. на железнодорожный путь необщего пользования АО «Ванинский морской торговый порт» под выгрузку.
В соответствии с памяткой приемосдатчика № 844968 и ведомостью подачи и уборки вагонов № 095093 завершение грузовой операции и уведомление о её завершении произведено 20.09.2018 года в 22-20 час.
Порожний вагон № 56559636 в 17-40 час. 21.09.2018 убран с железнодорожного пути необщего пользования АО «Ванинский морской торговый порт» на железнодорожные пути общего пользования станции Ванино.
Согласно данным информационных систем перевозчика ОАО «РЖД» (накладная № ЭЭ274397, порожний вагон № 56559636) грузоотправителем ООО «Торэкс» 18.09.2018 в 12-29 час. подан в электронном виде перевозчику запрос — уведомление на перевозку данного порожнего вагона с железнодорожной станции Ванино на железнодорожную станцию Тумнин в адрес грузополучателя ООО «Мирметалл», выполнена операция по созданию документа. При этом 18.09.2018 в 12-30 час. произошел «откат операции», что свидетельствует о том, что перевозчик отказал в дальнейшей перевозке порожнего вагона № 56559636. Причин «отката» операции» в информационной системе не указано.
Из данных системы ЭТРАН также следует, что 24.09.2018 вагон № 56559636 осмотрен, 26.09.2018 направлялся в ПТО, в эту же дату убран из неисправных в рабочий парк.
Операции с порожним вагоном № 56559636 по его отправлению со станции Ванино возобновились 27.09.2018, в указанную дату вагон погружен. Согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЭ274397 порожний вагон № 56559636 грузоотправителем ООО «Торэкс» отправлен со станции Ванино на станцию Тумнин 27.09.2018.
Из материалов дела также следует, что в сентябре 2018 года от грузоотправителя ООО «Торэкс» в адрес грузополучателя АО «Ванинский морской торговый порт» на станцию назначения Ванино (Эксп) ДВост по накладной № ЭЬ580294 прибыл вагон № 53562088 с грузом (заготовка стальная). Согласно памятке приемосдатчика № 844362 и ведомости подачи и уборки вагонов № 093579, этот вагон подан 10.09.2018 года в 04-20 час. на железнодорожный путь необщего пользования АО «Ванинский морской торговый порт» под выгрузку, завершение грузовой операции и уведомление о её завершении произведено 10.09.2018 года в 09-00 час.
Порожний вагон № 53562088 в 04-00 час. 11.09.2018 убран с железнодорожного пути необщего пользования АО «Ванинский морской торговый порт» на железнодорожные пути общего пользования станции Ванино (памятка № 844415).
Согласно данным информационных систем перевозчика ОАО «РЖД» (накладная № ЭЬ875494, порожний вагон № 53562088) грузоотправителем ООО «Торэкс» 10.09.2018 в 05-44 час. подан в электронном виде перевозчику запрос — уведомление на перевозку данного порожнего вагона с железнодорожной станции Ванино на железнодорожную станцию Облучье в адрес грузополучателя ООО «Мирметалл», выполнена операция по созданию документа. При этом 10.09.2018 в 05-46 час. произошел «откат операции», что свидетельствует о том, что перевозчик отказал в дальнейшей перевозке порожнего вагона № 53562088. Причин «отката» операции» в информационной системе не указано.
Из данных системы ЭТРАН также следует, что вагон № 53562088 26.09.2018 значился в ПТО, в эту же дату убран из неисправных в рабочий парк.
Операции с порожним вагоном № 53562088 по его отправлению со станции Ванино возобновились 27.09.2018, в указанную дату вагон погружен. Согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭЬ875494 порожний вагон № 53562088 грузоотправителем ООО «Торэкс» отправлен со станции Ванино на станцию Тумнин 27.09.2018.
Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» при отправлении с железнодорожной станции Ванино порожний вагон № 56559636 задержан в период с 21.09.2018, порожний вагон № 53562088 с 10.09.2018 по 27.09.2018.
Согласно расчету платы за посуточное использование вагонов за сентябрь 2018 года, счета фактуры № 2ХБ00002873 от 30.09.2018 Компанией АО «Дальневосточная транспортная группа» заказчику ООО «Торэкс» выставлена сумма 2 942 400 руб. 00 коп. за посуточное пользование 42 вагонов, в том числе спорных вагонов № 56559636, № 553562088 из расчета 2 400 руб. 00 коп. без учета НДС-18 % за одни сутки.
Оплату указанных услуг ООО «Торэкс» осуществило 25.09.2018 года и 26.09.2018 года платежными поручениями № 6212 и № 6246 на сумму 2 500 000 руб. по каждому платежному поручению путем авансирования услуги.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 08.11.2018 года № 1 об оплате убытков в виде платы за пользование вагонами за период их необоснованной задержки на станции Ванино.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для подачи иска.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
По правилам статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, противоправность поведения причинителя и наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Порядок приема к перевозке железнодорожным транспортом грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее — порожние вагоны), на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее — станции), открытых для грузовых операций, регулируется Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374 (далее – Правила приема груза к перевозке).
В силу положений пункта 52 Правил приема груза к перевозке для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона (далее — запрос) не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее трех суток до прибытия его в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки — при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию.
В качестве формы запроса используется бланк накладной (пункт 54 Правил приема груза к перевозке).
Согласно пункту 58 Правил приема груза к перевозке запрос, представленный отправителем с нарушением сроков направления или оформленный с нарушением требований настоящих Правил, возвращается перевозчиком отправителю без рассмотрения с указанием причин возврата. При этом в запросе уполномоченным лицом перевозчика делается отметка «Возвращено без рассмотрения».
Перевозчик в соответствии с положениями пунктов 59 — 61 Правил приема груза к перевозке обязан рассмотреть запрос в течение трех часов с момента прибытия вагона в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), если запрос подан до такого прибытия.
В течение указанного времени перевозчик согласовывает запрос с владельцами инфраструктур, по которым будет осуществляться перевозка порожнего вагона. Владелец инфраструктуры в течение двух часов с момента получения от перевозчика запроса рассматривает его и информирует перевозчика о принятом решении.
В случае возможности осуществления перевозки на условиях, указанных в запросе, уполномоченное лицо перевозчика проставляет в запросе в графе «N визы» оригинала накладной отметку «Согласовано», заверяемую подписью указанного лица и календарным штемпелем.
Материалами дела подтверждается, что перевозчик в нарушение вышеуказанных положений Правил приема груза к перевозке задержал на станции Ванино порожние вагоны №№ 56559636, 553562088 при наличии оформленных заготовок накладных без указания причин отказа к принятию груза в перевозке в установленном порядке и наличия к этому оснований.
Ссылка ответчика на то, что порожние вагоны отцеплялись в текущий отцеп очный ремонт, в связи с чем простой вагонов на станции произошел не по вине перевозчика, а по вине собственника вагонов, судом отклонена, поскольку из материалов дела следует, что вагоны в ремонте в ПТО были только 26.09.2018, тогда как истец предъявляет требования по вагону № 56559636 за период с 21.09.2018 по 25.09.2018, по вагону № 553562088 – за период с 10.09.2018 по 25.09.2018. Более того,
Возражения ответчика о том, что перевозчиком отказано в согласовании заготовки накладной по вагону № 553562088 в связи с превышением количества вагонов, отправленных под заявку (заявлено 2, отправлено и принимается 3), также признаны судом необоснованными как не доказанные документально с учетом наличия оформленной ООО «Торэкс» третьей заявки, зарегистрированной перевозчиком 10.09.2018. Более того, в силу положений статьи 11 УЖТ РФ заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не представляются.
Таким образом, суд счел доказанным факт того, что спорные порожние вагоны неправомерно задержаны перевозчиком на станции Ванино, что повлекло невозможность ООО «Торэкс» использовать их по назначению, поэтому оплата арендных платежей за вагон № 56559636 за период с 21.09.2018 по 25.09.2018 (5 суток), за вагон № 553562088 за период с 10.09.2018 по 25.09.2018 (16 суток) в общей сумме 50 400 руб. являются убытками истца, которые возникли у него по вине ответчика.
В этой части требования признаны судом подлежащими удовлетворению.
Из исковых требований следует, что истец на указанные убытки начислил проценты за пользование чужими денежными средствами, размер которых за период с 28.09.2018 по 05.06.2019 составил 2 658 руб. 42 коп. согласно представленному расчету.
Согласно статье 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по своей правовой природе являются ответственностью за неисполнение денежного обязательства. Начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму убытков не допускается, поскольку и проценты, и убытки являются видами ответственности за нарушение обязательства. По отношению к убыткам проценты, как и неустойка, носят зачетный характер (постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 № 420/07).
Таким образом, требование о взыскании 2 658 руб. 42 коп. процентов не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных требований исходя из уточненной суммы иска. При этом госпошлина в сумме 182 руб. подлежат возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 НК РФ в связи с уменьшением суммы иска.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Торэкс» 50 400 руб. убытков и 2 016 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Торэкс» из федерального бюджета 182 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 9373 от 11.02.2019.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд, жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. А. Панина