АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону
«05» апреля 2019 года Дело № А53-16167/19
Резолютивная часть решения объявлена «29» июля 2019 года
Полный текст решения изготовлен «05» августа 2019 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Князевич И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» ИНН 6154094137, ОГРН 1056154000957
к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области ОГРН1036163003029, ИНН6163056346
о признании недействительным ненормативного правового акта (предписание от 25.03.2019 № 1447)
при участии:
от заявителя представитель Малышев И.Н.;
от заинтересованного лица представитель Василькив Е.Е.;
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Городское хозяйство» (далее – заявитель, предприятие, МУП «Городское хозяйство») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ по РО) о признании недействительным ненормативного правового акта (предписание от 25.03.2019 № 1447).
Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал доводы изложенные в заявлении и просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Так же представителем заявителя заявлено ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок. Ходатайств судом рассмотрено и отклонено.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, который судом приобщен к материалам дела.
Представленные в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
В адрес Госжилинспекции области поступили обращения от 08.02.2019 № 37-ОГ/2782, от 13.02.2019 № 5.5-2717-19 по вопросу расчета размера платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирном доме № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области.
На основании данных обращений Госжилинспекцией области инициирована внеплановая проверка в отношении ООО «Мегаполис», осуществляющего управление многоквартирным домом № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области.
При проведении проверки государственным органом было установлено, что ООО «Мегаполис» не является исполнителем коммунальной услуги по отоплению для потребителей многоквартирного дома № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области, поскольку общим собранием собственников помещений данного дома принято решение о (заключении прямых договоров с МУП «Городское хозяйство» (протокол общего собрания от 22.06.2018). Между МУП «Городское хозяйство» и ООО «Мегаполис» заключено дополнительное соглашение от 01.10.2018 № 3 к договору поставки тепловой энергии от 11.10.2017 № 2/01/17; письмом от 06.0.2019 № 682 МУП «Городское хозяйство» подтвердило факт заключения прямых договоров.
Установленные обстоятельства отражены в акте проверки, составленном применительно к ООО «Мегаполис» от 15.03.2019 № 3224.
В связи с установлением вышеуказанных обстоятельств на основании распоряжения от 18.03.2019 № 3690 государственным жилищным инспектором Ростовской области инициировано проведение внеплановой проверки в отношении исполнителя коммунальной услуги по отоплению для потребителей многоквартирного дома № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области, то есть, в отношении МУП «Городское хозяйство», в соответствии с распоряжением от 18.03.2019 № 3690.
В рамках проведенной в отношении Заявителя внеплановой проверки было установлено, что многоквартирный дом № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области оборудован общедомовым (коллективным) прибора учета тепловой энергии (далее — ОДПУ ТЭ), который считает потребление тепловой энергии на отопление и подогрев горячей воды суммарно.
Объем потребленной тепловой энергии согласно показаниям ОДПУ ТЭ в декабре 2018 года (расчетный период 21.11.2018 по 18.12.2018) составил 219,121 Гкал; в январе 2018 года (расчетный период 19.12.2018-21.01.2019) составил 280,812 Гкал.
На подогрев горячей воды в декабре 2018 года потрачено 22,9177 Гкал, в январе 2019 года — 21,298 Гкал. На отопление в декабре 2018 года потрачено 196,203 Гкал, в январе 2019 года-259,514 Гкал; суммарно 455,717 Гкал.
Тариф на 1 Гкал тепловой энергии согласно постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 05.12.2017 № 67/4 во втором полугодии 2018 года составлял 2581,88 руб./Гкал. Тариф на 1 Гкал тепловой энергии в первом полугодии 2019 года согласно постановлению Региональной службы по тарифам от 20.12.2018 № 83/30 составлял 2625,77 руб./Гкал.
Согласно данным технического паспорта на многоквартирный дом общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 7313, 2 м2.
При этом Заявителем произведен расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из значений общей площади жилых и нежилых помещений равной 7142,1 м2 и показаний ОДПУ ТЭ — 497,58 Гкал суммарно.
Установленные в ходе проведения проверки нарушения, допущенные МУП «Городское хозяйство» требований пунктов 42.1, 43, формул 3, 3.6 приложения № 2 правил № 354, проверяющими зафиксированы в акте от 25.03.2019 № 3690.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для выдачи МУП «Городское хозяйство» предписания от 25.03.2019 № 1447.
Не согласившись с вынесенным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, муниципальное унитарное предприятие «Городское хозяйство» обратилось в суд с заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 №125 (далее – Положение), Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным, в том числе на осуществление государственного жилищного надзора (контроля).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения, инспекция планирует, организует и проводит плановые и внеплановые проверки соблюдения органами местного самоуправления Ростовской области, а также юридическими лицами, индивидуальными лицами и гражданами обязательных требований, в муниципальных образованиях Ростовской области – через государственных жилищных инспекторов, размещенных в городах: Ростов-на-Дону, Батайск, Белая Калитва, Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Цимлянск, Шахты.
Пунктом 2.1.4 Положения, установлено, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу положений части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) инспекция наделена правом на выдачу предписания при выявлении правонарушений.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона №294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 17 названного Федерального закона №294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Из вышеизложенного следует, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства, а спорное предписание выдано уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Кроме того, согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Участниками жилищных правоотношений в силу части 2 статьи 4 ЖК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Из части 1 статьи 20 ЖК РФ следует, что под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований правил предоставления, приостановки ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила№ 354).
На основании части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 2 статьи 20 ЖК РФ Правительством Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о Государственном жилищном надзоре (далее — Положение № 493).
Пунктом 11 Положения № 493 установлено, что предметом проверок, проводимых государственными жилищными инспекторами, является соблюдение подконтрольным субъектом обязательных требований, предъявляемых к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также к определению размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пунктом 1 части 2 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что государственный контроль (надзора) — деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, другими федеральными законами … посредством организации и проведения проверок юридических лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В свою очередь, пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания:
— о прекращении нарушений обязательных требований;
— об устранении выявленных нарушений;
— о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Одновременно с этим пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пунктом 1 Правил № 354 предусмотрено, что Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Разделом VI Правил № 354 установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Также, пунктом 2 Правил № 354 определено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; «коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса й отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений.
Согласно подпункту «г» пункта 31 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан производить в установленном Правилами № 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом «ж.1» пункта 31 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Из вышеизложенного следует, что определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, к которым относится коммунальная услуга по отоплению, является обязательным требованием жилищного законодательства, предъявляемым к исполнителю коммунальной услуги, надзор за соблюдением которого (обязательного требования) осуществляют органы государственного жилищного надзора.
Осуществление исполнителем коммунальной услуги начислений размера платы за коммунальные услуги не в соответствии с Правилами № 354 свидетельствует о нарушении с его стороны установленного порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного жилищным законодательством и, как следствие, нарушением обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
В случае установления нарушения со стороны исполнителя коммунальной услуги (в данном случае — МУП «Городское хозяйство») порядка расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренного Правилами № 354, повлекшего необоснованное (т.е. в нарушение требований Правил № 354) начисление собственникам помещений многоквартирного дома размера платы за коммунальную услугу, государственные жилищные инспекторы имеют право и обязанность по выдаче предписания об устранении выявленного нарушения обязательного требования.
Поскольку формулировки предписаний действующим законодательством не утверждены, а предписание, как ненормативный правовой акт, должно содержать понятные и исполнимые требований, постольку, в случае установления при проведении проверки нарушений со стороны исполнителя коммунальной услуги, выразившихся в нарушении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу, в целях пресечения и устранения выявленного нарушения, государственные жилищные инспекторы имеют право выдать предписание с требованием об устранении выявленного нарушения, в частности, посредством осуществления «перерасчета» необоснованно/неверно начисленного размера платы.
Предписание с указанием необходимости осуществления «перерасчета» необоснованно/неверно начисленной исполнителем коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного дома размера платы является надлежащим способом устранения нарушения обязательного требования, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, доводы заявителя об отсутствии у Госжилинспекции области полномочий по выдаче предписания с формулировкой «перерасчет», поскольку данные правоотношения являются исключительно гражданскими, судом признаются необоснованными.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Пункт 42.1 Правил № 354 предусматривает, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3.4 приложения № 2 к Правилам № 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 43 Правил № 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42.1 Правил № 354.
В соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42.1 и 43 Правил № 354 определяется по формуле 3:
где:
Vi — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по формуле 3(6);
Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд — объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ — тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных пунктами 59 и 59.1 Правил № 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
В свою очередь, объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si — общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд — общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
Vд — объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Vi — равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Поскольку МУП «Городское хозяйство» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в декабре 2018 года, январе 2019 не применены показания ОДПУ ТЭ, установленного в многоквартирном доме № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области, а также применены значения общей площади жилых и нежилых помещений, не соответствующие данным, содержащимся в техническом паспорте (доказательства правомерности применения предприятием данных площадей при проведении проверки представлены не были), инспектором предприятию выдано оспариваемое предписание в целях приведения расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
При этом, в рамках исполнения выданного предписания МУП «Городское хозяйство» представлены пояснения, согласно которым неприменение значений показаний ОДПУ ТЭ обусловлено «досчетов» к показания ОДПУ ТЭ объема тепловой энергии тепловых потерь.
При этом нормами ЖК РФ, Правилами № 354, прямо регулирующими порядок расчета размера платы за коммунальные услуги начисление потерь в тепловых сетях до ОДПУ не предусмотрено.
Потери, считаемые МУП «Городское хозяйство» на основании Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2014 № 99/пр (далее — Методика № 99), коммунальной услугой не являются и их размер не может предъявляться собственникам помещений в многоквартирном доме в качестве платы за коммунальную услугу по отоплению, что следует из части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 42.1 Правил № 354.
Более того, согласно пп. «а» п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее — Правила № 124), при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил, учитывается следующее — объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон № 190-ФЗ) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Правила № 1034).
Согласно пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034:
«узел учета» — техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя;
«ввод в эксплуатацию узла учета» — процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Следовательно:
— если узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме введен в эксплуатацию, значит, он надлежащим образом учитывает всю тепловую энергию, потребленную в таком доме на нужды отопления;
— если узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме введен в эксплуатацию, то применение расчетного метода при определении количества потребленной тепловой энергии на нужды отопления в таком доме исключено.
На основании вышеизложенного применение Заявителем формул Методики № 99 влечет исключение применения императивно установленного ЖК РФ и Правилами № 354 порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, что свидетельствует о неправомерности осуществления данных действий.
Применительно к доводам заявителя о правомерности применяемых им значений общей площади жилых и нежилых помещений, отличных от сведений, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге Ростовской области, представленным управляющей организацией ООО «Мегаполис» суд считает их несостоятельными ввиду нижеследующего.
Согласно части 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Пунктом 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 установлено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом. В соответствии с п/п «а» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 (далее — Правила №416) управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами № 491.
Обязанность по ведению, хранению, передаче документации на многоквартирный дом также предусмотрена подпунктом «б» пункта 6 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 предусмотрено, что в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны вести и хранить техническую документацию на многоквартирный дом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Поскольку при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил № 491, за оказание услуг в соответствии с Правилами № 416, минимальным перечнем № 290 (что следует из ч.ч.1, 1.1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ), постольку представленный управляющей организацией ООО «Мегаполис» технический паспорт на многоквартирный дом № 41 по ул. Яблочкина в г. Таганроге, находящийся в ее управлении, не может считаться недействительным.
Так же, довод МУП «Городское хозяйство» о том, что данное лицо не является ответственным за начисления платы за коммунальные услуги, поскольку заключило агентский договор с ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» подлежит отклонению судом на основании следующего.
Согласно части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ (т.е. в случае принятия общим собранием собственников помещений решения о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями), плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
В силу части 15 статьи 155 ЖК РФ юридическое лицо, которому в соответствии с ЖК РФ вносится плата за коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Однако обязанность по начислению размера платы за коммунальную услугу в установленном ЖК РФ порядке и при привлечении исполнителем коммунальной услуги платежного агента, возлагается на исполнителя, то есть, в данном случае — на МУП «Городское хозяйство», что напрямую предусмотрено пунктом 31 Правил № 354. Следовательно, привлечение Заявителем платежного агента не освобождает предприятие от несения ответственности и обязанности по начислению размера платы за коммунальную услугу по топлению в установленном жилищным законодательством порядке.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания решений, деяний незаконными необходима совокупность вышеперечисленных критериев. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований Заявителя, что следует из норм АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Заявитель не представил в материалы дела доказательств несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
При подаче настоящего заявления, судом удовлетворено ходатайство заявителя об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на заявителя, которому при подаче заявления суд предоставлена отсрочка по ее уплате.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Городское хозяйство» (ИНН 6154094137, ОГРН 1056154000957) в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.В. Бондарчук