ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД

Определение морального вреда

Одним из первых предусматривать взыскание компенсации морального вреда стал закон «О защите прав потребителей». Под моральным вредом понимают нравственные или физически страдания вследствие ущемления прав граждан.

Например, приобретя стиральную машину и обнаружив в скором времени существенный дефект (протекание, порча одежды вследствие нарушения функции сушки), потребитель, обратившись к продавцу с требованием замены купленного изделия, получает не отказ, но лишь предложение о ремонте товара.

Если покупатель не согласен с таким поворотом событий, он может обратиться в суд, в связи с чем потребитель испытывает определенные неудобства (то есть, поездки в торговую точку в ущерб рабочему времени, обращение и поездки в суд), а также нравственные переживания (невозможность постирать одежду, ее порча, затопление соседей из-за протекания, отказ обмена товара на аналогичный, судебные тяжбы и т.п.).

Случаи, когда можно получить компенсацию

Получение морального возмещения возможно только при наличии вины производителя, продавца, импортера или других уполномоченных лиц. Доказательства отсутствия вины возложены на лицо, обвиняемое в причинении морального вреда.

Защита прав потребителей моральный вред не компенсирует, при условии, если будет установлено, что он вызван действием независимых сил и обстоятельств, экстренных и форс-мажорных ситуаций. Ложно полагать, что если имущественный ущерб уже был возмещен потребителю, то взыскать моральный вред уже не получится.

Понесенные убытки покупателем никак не связаны с получением денежных средств за пережитые моральные страдания. Возвращаясь к примеру со стиральной машиной, потребитель имеет не только право на обмен изделия или расторжение договора купли-продажи с получением потраченных потребителем финансов за товар, но и право на возмещение морального ущерба.

Распространено ошибочное мнение о возможности получения возмещения морального вреда только по решению судьи. Основой заблуждения послужило право суда определения размера компенсации, хотя это не совсем так. Для получения права на возмещение нужно соблюсти два условия: 

  • несоблюдение прав покупателя, которые прописаны в законах;
  • наличие вины уполномоченного лица в нарушении данных прав.

Возмещение в добровольном и судебном порядке

Решить проблему размера компенсации можно двумя способами. Первый – добровольный, когда сумма подтверждается двусторонним соглашением. Второй – принудительный, когда стороны не смогли прийти к общему знаменателю, и возникла необходимость обращения в суд.

Через суд компенсация морального вреда по защите прав потребителей взыскивается в денежном эквиваленте, причем в расчет берется характер нравственных страданий, а также физических, которые понес потребитель. Кроме того, учитывается и степень вины ответственного лица, если таковая была.

Самым же сложным в судебной тяжбе остается установление размера суммы возмещения за моральный вред. К сожалению, нет четких критериев, которые сопутствуют объективному оцениванию полагающихся выплат. По этой причине судебная практика по рассмотрению схожих споров может существенно разниться.

Если потребитель считает, что нанесенный моральный вред не стоит тех денег, которые взыскал за моральный ущерб суд, целесообразно привлечь юриста для оспаривания решения и требования большего возмещения.

Защита прав потребителей

Защита Прав Потребителей