ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ЖКХ)

От правильного составления претензии исполнителю услуг и от того, на какие нормы в заявлении будет ссылаться потребитель, часто зависит, насколько раньше включат отопление после аварийных работ и сделают перерасчет в случае неоказани я услуг. С коммунальными услугами потребитель имеет дело каждый день, поэтому сегодня знать свои коммунальные права – скорее необходимость, чем свобода выбора.

Права потребителя коммунальных услуг

Для того чтобы исполнители коммунальных услуг выполняли все возложенные на них обязанности, потребитель должен знать гарантированные законодательством права на:

  1. регулярное получение услуг в полном объеме, которое не причиняет ущерб имуществу, жизни или здоровью жильца;
  2. качественное обслуживание и ремонт дома;
  3. обеспечение условий для проживания, которые отвечают установленным стандартам;
  4. снижение оплаты за услуги, если они некачественно или несвоевременно выполнены или же выполнены не полностью;
  5. предоставление другого жилья во время капитального ремонта жилого многоквартирного дома по предварительно составленному плану или же в случае проведения ремонта после существенных повреждений жилья или аварии;
  6. возмещение причиненного ущерба имуществу, здоровью или жизни потребителя;
  7. уплата компенсации в случае, если сроки проведения ремонта жилищного фонда или параметры качества коммунальных услуг будут нарушены;
  8. уменьшение оплаты за услуги в случае непроживания по месту начисления оплаты за услуги;
  9. судебная защита прав потребителей ЖКХ.

Досудебная защита прав потребителей ЖКХ

Надзор за выполнением услуг управителя возлагается на государственные жилищные инспекции. Контроль начинается с технического состояния домов и заканчивается соблюдением при обслуживании дома всех принятых нормативов.

Граждане могут обратиться в органы жилищного надзора в случае, если: 

  • нарушены правила ремонта и содержания жилых многоквартирных домов или же нарушены нормативы обслуживания населения;
  • возникли проблемы с установкой учетных приборов коммунальных услуг;
  • неправильно начислена оплата за коммунальные услуги, незаконно повышены тарифы, не сделан перерасчет;
  • нарушены условия или порядок заключения договора на оказание услуг;
  • не предоставлены или же предоставлены не полностью коммунальные услуги.

В случае, если во время обслуживания многоквартирного дома не соблюдаются нормы санитарного законодательства, потребитель может обратиться в Роспотребнадзор. Причинами подачи заявления могут быть: 

  • нарушение санитарных и эпидемиологических условий проживания в помещениях и жилом доме в целом;
  • в жилой дом или квартиру подается некачественная вода;
  • возникают проблемы с вывозом мусора, обслуживанием придомовой территории, размещением торговых предприятий или промышленных объектов.

Оформление жалобы и претензии

В случае, если жилищная контора (управляющая фирма) некачественно или не полностью выполняет возложенные на нее коммунальные услуги, жилец вправе составить жалобу, в которой в свободной форме должен привести факты нарушений и потребовать их немедленного устранения и компенсации в случае наличия причиненного ущерба.

Если на жалобу в течение месяца управляющая компания не реагирует, потребитель должен оформить претензию, после которой следующим шагом становится или обращение в вышестоящие инстанции, или же в суд путем подачи иска.

Поэтому претензия должна быть составлена юридически грамотно, в чем может помочь юрист. В вопросах нарушения жилищно-коммунальных прав консультация юриста обязательна, так как жилищные конторы часто пользуются незнанием жильцами своих прав.

Защита Прав Потребителей